Для сильных духом и телом людей.
Сейчас все еще разгар лета, у людей множество планов на отдых, мыслей выехать на природу. Тем более лето-время отпусков. Православные не являются исключением и тоже озадачены вопросом «как отдохнуть с пользой для тела, души и духа и при этом сохранить верность христианским принципам?»
Все просто: отдыхом для священнослужителей и для мирян может быть перемена деятельности. Главное не забывать, что ты христианин и на отдыхе не поменять свою внутреннюю сущность. Нужно быть очень аккуратным и рассудительным. Каждому человеку нужен такой отдых, который сможет больше всего привести его в чувство. Есть те, для кого отдых – это побыть «лежебокой», никак не напрягаться физически, просто долго загорать. Не буду спорить с тем, что телесно мы должны отдыхать, расслабляться. Но есть опасность того, что можно расслабиться так, что потом и собраться не сможешь или же это будет сложно. И поэтому гораздо полезнее во время отдыха телесно напрягаться. Амвросий Оптинский сказал, что люди, живущие духовной жизнью, как бурлаки, которые тянут большую баржу: они устают и немножко ослабляют лямку, но не бросают её, а приходят в себя и опять втягиваются. А если еще учесть, что в православных людях очень часто видят физически дряхлого человека. Разве нет? Ассоциации, связанные со священниками, да и мирянами говорят сами о том. Что мы слышим про себя православных? Что у нас «выступающие» животы, что сутулые, некие «матрасники» не способные много физически трудиться. Поэтому опыт физической активности может помочь в духовной жизни. Особенно если этот опыт сформировался в результате переживания интенсивных нагрузок, всяческих испытаний, лишений. Так можно, например, научиться побуждать себя молиться, когда уже совсем нет сил. Так можно научиться распределять правильно свои силы, восполнять их. Это помогает налаживать и ритм духовной жизни.
Не зря же и в Салаватской Епархии проводятся различные соревнования, мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни, воспитания патриотизма и высоких моральных качеств, привлечению к систематическим занятиям физической культурой, спортом.
Я тоже задумался на днях, что такого организовать с ребятами с приходов, на которых служу. Тем более после поездки в начале июля многие прямо горели желанием еще куда-нибудь вырваться. Захотелось отдохнуть так, чтобы после такого отдыха нужно было отдыхать. Идею подсказали из общества инвалидов. Мне предложили пойти с ними на сплав по реке Ай. Тогда у меня не сложилось по времени. Зато самого задело и предложил молодым ребятам тоже пойти на сплав, но по реке Инзер. Первоначально предложение подхватило много желающих, но как часто бывает от слов до дела… В общем набралась команда из пяти человек на один катамаран, остальные «потерялись» в ходе обсуждения. Из-за малого количества отменять поход не стали. Поскольку шли на сплав, решили в таком случае приурочить событие к празднованию Дня Военно-Морского флота.
Собрались утром в храме Архангела Михаила с.Ст.Андреевка Кармаскалинского района. Добираться до места начала самого сплава решили на электричке. Из пяти человек в команде трое никогда на ней не ездили. Остальные двое не ездили более десяти лет. А это довольно увлекательно. Можно поспать перед нагрузками, можно пообщаться друг с другом или еще с кем. Или просто, под стук колес, любоваться всем тем, что в окне. Доехали до станции «Зуяково». Сплавляться предстояло целый день по реке Инзер до станции «71 километр» (всего около 20 км). Собрали катамаран, подкрепились и отправились в плавание. Река проложила свой путь по горной местности среди скал. Было жарко, но всегда имелась возможность искупаться. Работать веслами приходилось почти всегда, перекатов предостаточно, иногда и катамаран тащить приходилось. Эта работа на слаженность. Из участников группы ранее сплавлялись только двое. Ребята уставали и из уст так, и хотелось вырваться словам одной туристической песни «Все перекаты, да перекаты – Послать бы их по адресу!» Но при виде очаровывающей местности все забывалось. Вечером дошли до места и приступили к разбивке стоянки. Нужно поставить палатку, развести костер, приготовить ужин, подготовить все необходимое для пешего перехода следующего дня. В походах конечно много сложностей с комфортом, но для православного человека переживание некомфортного состояния полезно. Как же приятно было ужинать на природе, слушая её звуки (пение птиц, журчание реки, шум лесов), вдыхая аромат лугов и созерцая прекрасные виды.
Утро следующего дня для участников было ранним. Была высокая влажность и всё покрылось росой, было прохладно. Сразу развели костер. Греясь и распивая горячий чай, мы наблюдали рождение нового дня. Такое туманное утро. Гора рядом с нами, то окутывалась в туман, то видна была как в ясный день. День предстояло провести не менее насыщеннее, чем предыдущий. Впереди ожидал переход через гору, которую местные называют «Ведьмина», пересечь вброд реку Лемеза до водопада Атыш. Предположение относительно названия горы Ведьмина связано с тем, что на горе часто встречаются развилки тропинок и много туристов просто начинают блуждать, теряя нужное направление. Подъем весьма крутой и занимает от двух до трех часов, в зависимости от физической подготовки. После подъема необходимо преодолеть не менее крутой спуск. И растительность в лесу в этом году буйная. Крапива вымахала выше человеческого роста. А еще в лесу очень много насекомых: комаров, слепней, оводов, мелких мошек. На пути встречались следы медведя и других животных. Были и лужи и ямы, бесконечные поваленные деревья поперек дороги.
Сам водопад Атыш считается одним из самых популярных туристических мест. Если дословно перевести название водопада с башкирского, это будет звучать как «стреляющий», «бьющий». Все потому, что в отличие от большинства других водопадов, стекающих со скалы, Атыш вытекает двумя потоками воды из грота горы Яш-Кузь-Таш и как будто выстреливает из скалы. Атыш — единственный в своем роде на Урале и один из немногих во всей России. Образовался он из двух рек — Атыш и Агуй, которые берут свое начало на вершине водораздела Икинь-Лемезинского междуречья, и уходят под землю, теряясь в понорах. Появляется Атыш только через 3 км, образуя красивейший водопад. Высота водопада не превышает 4,5 м, а ширина его — около 6 м. Водопад выходит на поверхность в гроте Атышский, в который можно попасть по тропинке справа от водопада. Здесь можно увидеть место выхода подземной реки, а также посмотреть на водопад сверху. Внизу, под водопадом, образовалось очень красивое озеро с водой бирюзового цвета. Участники группы рискнули в нем искупаться. Но стоит учесть, что вода очень холодная. Здесь вскипятили на костре чай. Подкрепились после непростого перехода.
Побывали и в расположенной поблизости пещере. У неё два названия – Заповедная и Медвежья. Это не просто красивая пещера с богатым внутренним убранством. Поскольку вход небольшой, чтобы попасть внутрь приходится ползти, но дальше можно встать на ноги. Внутри мы обнаружили красивые натёки и кости пещерного медведя. Отсюда и второе название пещеры. Несмотря на небольшую площадь, здесь имелось большинство из известных кальцитовых форм: сталактиты различных видов и форм, сталагмиты, сталагнаты, гуры.
Никак не хотелось отрываться от этого необычного уголка, но надо. В лагерь вернулись снова уже вечером. Преодолели, как и в предыдущий день около 20 км, но только пешком. После вчерашнего дня ломило руки, после сегодняшнего дня нечто непонятное происходило с ногами. Но радости от впечатлений не было конца. Да вообще от всего происходящего. Утро третьего дня по-прежнему было очень ранним. Та же роса, туман, костер, чай. Все просто великолепно. Сложили катамаран, палатку, все вещи упаковали в рюкзаки. Снова нужно было преодолеть пеший путь. Но только со всем скарбом. Так получилось, что наша группа пошла до станции «73 километр» (д.Габдюково) вместо станции «71 километр». Разница по названию в 2 км, но для пешего перехода это около 8 км через гору и со всем снаряжением. Вечером, когда уже все будем дома, один из участников напишет мне: «моя спина до сих пор в шоке…». Каждый в итоге все-таки получил свое. Для кого-то важным было уединение, хотелось уйти в какие-нибудь безлюдные места, оставив дома телефон и с минимумом продуктов. Кому-то нужна была какая-то активность, хотелось общаться с людьми, быть с друзьями или еще с кем-то, и так он думал отдыхать. Другому обязательно хотелось посмотреть что-то ну такое, вот такое. Еще кому-то нужно было купаться, надо идти в горы и преодолевать себя. Это все было, было на всех, и пережили все вместе. За три дня мы друг друга узнали еще больше. Именно в таком коллективе может создаться атмосфера искренности, доверия, и если она есть нужно поддерживать её. Еще раз выскажусь, о том, что в наше время хотя бы молодёжь должна жить активно. Время такое, что даже и в деревнях физической работы заметно поубавилось. Немногие держат хозяйство, не нужно вручную косить сено и так далее. Устают уже просто только от своей работы, что же говорить о дополнительном труде. Становимся, в итоге все очень ленивы, но при этом сетуем на постоянную нехватку времени. А сколько времени сидим в гаджетах и не хотим никуда идти?
В качестве завершения хочется процитировать одного священника: «Иногда нам даётся отпуск для того, чтобы мы не только физически окрепли, стали здоровыми и душевно поднялись, но и чтобы духовно себя поставили. Важно выйти из обыденности, чтобы найти духовный стержень, на котором всё будет строиться.
Всё хорошее делается только с внутренним усилием, и всё плохое делается в расслаблении и праздности. Поэтому праздность и расслабление – это не значит отпуск. Отпуск православного христианина – работа над собой и взаимодействие с окружающими.»
PS: Группа прихожан Михаило_Арханегельского храма выражает благодарность р.Б.Андрею – председателю общества инвалидов г.Благовещенск за поддержку и помощь в организации похода. А также р.Б.Гарегину и р.Б.Евгении за помощь в доставке снаряжения и группы до станции Карламан и организации встречи.
Cвященник Евгений Герасимов